13.11.2024

Казалось бы, мода на «настоящие» внедорожники давно уже в прошлом, и их место прочно заняли кроссоверы. Тем не менее спрос на такие автомобили остается весьма стабильным. Уход из России мировых брендов серьезно повлиял на ситуацию в этом сегменте рынка, но потенциальному покупателю все-таки есть, из чего выбрать. Правда, ассортимент все же сократился, и выбирать рамный внедорожник приходится не в разных ценовых сегментах, а из всей их небольшой компании. Поэтому ценовой диапазон включенных в сегодняшний обзор автомобилей очень широк, от полутора до семи миллионов рублей. Какие варианты, в том числе из параллельного импорта, еще остаются на рынке?

Само собой, учитывая ценовую пропасть между 1,5 и 7 миллионами рублей, автомобили в списке будут очень разные. Различаются габариты, вместимость и мощность двигателей, а также баланс между комфортом и внедорожным потенциалом… Но объединяет эти модели наличие прочной рамы, а также полного привода с понижающей передачей в трансмиссии. В данном случае мы выстроим рейтинг от самых доступных по цене моделей к самым дорогим и будем ориентироваться прежде всего на минимальную каталожную цену, без учета возможных скидок и «привилегий».

УАЗ Hunter: рожденный в СССР

Рассказывать о достоинствах и недостатках автомобиля, вставшего на конвейер в 1972 году и только в 2003 получившего собственное имя Hunter – дело неблагодарное, тем более что несколько лет назад мы это уже сделали. Прямо скажем: с момента опубликования этого материала практически ничего не изменилось. Завод не снял модель с конвейера ни в 2015-м, ни в 2018-м, ни в 2022-м, хотя по продажам она в 10-11 раз уступает УАЗ Patriot (в 2023 было реализовано 1037 Хантеров и 11 853 Патриота).

Да, разговоры о комфорте в Хантере звучат как насмешка, да, он неуклюжий и медлительный, да, его радиус разворота составляет 6,8 метра, да, на рубеже 90 км/ч у него заканчивается «зона комфорта», а 2,7-литровый атмосферник не отличается ни мощностью (112 л.с.), ни особой тяговитостью (198 Нм при 2500 об/мин). Да, он постоянно ломается по мелочи и требует не менее постоянного приложения рук… Но он прост, ремонтопригоден, обладает феноменальной проходимостью даже в стоковой конфигурации. А еще Hunter – прекрасная платформа для самостоятельного технического творчества.

UAZ Hunter 2.7 16V

Впрочем, с марта у покупателей вновь есть возможность приобрести уже подготовленный автомобиль в версии «Экспедиция» с лебедкой, силовым бампером и внедорожной резиной. Правда, стоит такой автомобиль уже 1 785 000 рублей, в то время как цены на стоковые машины в комплектации Base Fleet стартуют с отметки 1 455 000.

УАЗ Hunter «Экспедиция»

УАЗ Patriot: без ABS и ESP

Еще один автомобиль, который не нуждается в представлениях: в следующем году Patriot отпразднует 20-летие, хотя на самом деле история модели уходит в начало 90-х, и в свое время мы об этом подробно рассказали. 

Естественно, в 2022 году завод лишился возможности получать многие импортируемые компоненты, и ему пришлось активно заняться импортозамещением и поиском поставщиков в более дружественных странах… В результате Патриоты 2023-2024 года выпуска оснащаются пятиступенчатой коробкой передач BAIC и раздаточной коробкой с механическим управлением, а также лишены систем ABS и ESP. Тем не менее завод обещает вернуть модели эти системы безопасности, но поставлять их будет уже не Bosch, а китайские компании.

Ну а пока клиентам предлагаются автомобили в комплектациях Base Икар за 1 600 000 рублей и Base Икар Limited за 1 860 000 рублей. Правда, в любом случае к цене придется добавить 50 000 рублей за доставку до дилерского центра и 20 000 в том случае, если вы захотите получить двигатель, сертифицированный под ЕВРО-5. В остальном более дорогая комплектация отличается комбинированной обивкой сидений, обогревом сидений первого ряда и ветрового стекла, наличием кондиционера с однозонным климат-контролем, медиаустройства на Android с 7-дюймовым экраном и навигацией, рейлингов на крыше, легкосплавных дисков и рядом других опций. При желании можно дополнить оснащение пакетом «Оффроуд», в который входит лебедка и защита рулевых тяг.

Oting Паладин: единственный кириллизованный

Паладин – новичок на российском рынке, официальная презентация этой модели состоялась в декабре 2023 года. На самом деле мы ожидали появления этой же модели под маркой Dongfeng, но китайская компания Sinomach опередила российский «Моторинвест». Правда, для того, чтобы ворваться на российский рынок и обойти все юридические капканы, компании пришлось зарегистрировать в России марку Oting и «кириллизовать» название модели. Так или иначе, этот внедорожник универсального класса, построенный на базе пикапа Nissan Navara и во многом с ним унифицированный, уже можно купить в дилерских центрах Oting, к созданию которых активно приступил Sinomach.

Паладин – автомобиль достаточно крупный, крупнее достаточно популярного у нас Haval H9: его габариты составляют 4882 х 1850 х 1815 мм, а колесная база равна 2850 мм. Под капотом – бензиновая «турбочетверка» Mitsubishi 4K31TD (и здесь буквы TD обозначают отнюдь не турбодизель) мощностью 228 л.с., способная выдавать 360 Нм крутящего момента в диапазоне 1300-4000 об/мин. В паре с мотором работает классический 8-ступенчатый автомат ZF HP50. Передняя подвеска независимая, двухрычажная, задняя – зависимая, на продольных рычагах с тягой Панара. В качестве упругих элементов и спереди, и сзади использованы пружины.

Самая доступная комплектация «Делюкс» (ее каталожная цена составляет 3 799 000 рублей) оснащается задним приводом. Все остальные варианты имеют полный привод по схеме part-time, с жестко подключаемым передним мостом. Цена их варьируется от 4 249 000 рублей за комплектацию «Премиум» до 4 449 000 рублей за комплектацию «Престиж». На самом деле главным отличием старшей комплектации является наличие электропривода двери багажника и дополнительных подушек безопасности. 

Все полноприводные версии Паладина отличает отменный внедорожный арсенал: 215 мм дорожного просвета, система полного привода типа part-time с жестко подключаемым передним мостом, блокировка заднего дифференциала (в случае всех полноприводных версий) и блокировка переднего дифференциала (в случае двух старших комплектаций). Вождение автомобиля на бездорожье облегчит система кругового обзора с режимом «прозрачного шасси».

BAIC BJ40: по образу и подобию

BJ40 – один из самых компактных автомобилей нашего обзора. Его габариты составляют 4645 x 1925 x 1871 мм, а колесная база равна 2745 мм. Компактней его только короткобазный по своей сути UAZ Hunter. Автомобиль был официально представлен в апреле 2023 года, однако путь к покупателям занял несколько месяцев, и полноценный тест BAIC BJ40 мы смогли сделать только в декабре того же года.

Несмотря на длительное и плодотворное сотрудничество BAIC с маркой Jeep, автомобиль никоим образом не является «китайской копией Wrangler». Можно сказать, что он сделан «по мотивам» этой классики джипостроения, а реальной основой для него послужило укороченное шасси Mercedes-Benz G-klasse W463. Под капотом – двухлитровый бензиновый турбомотор HY4C20B мощностью 218 л.с., в паре с которым работает 8-ступенчатая гидромеханика, так что на асфальте автомобиль отличается неплохой динамикой. Полный привод типа part-time – с жестко подключаемым передним мостом, и имеет ряд особенностей: раздаточная коробка не позволяет включать режим 4H на скорости выше 30 км/ч, а скорость движения в этом режиме ограничена отметкой 60. Подвеска – довольно жесткая, хотя и очень энергоемкая, вполне позволяющая пролетать ходом «лежачих полицейских» (если вы готовы к серьезной встряске). Комфорт в салоне обеспечивает двухзонный климат-контроль, но по насыщености электронными устройствами и ассистентами BJ40 серьезно уступает и большинству китайских кроссоверов этой ценовой категории, и рамным внедорожникам других китайских марок.

Внедорожный потенциал BJ40 выглядит весьма неплохо: 210 мм дорожного просвета, приличная геометрическая проходимость (угол въезда – 37 градусов, угол съезда – 32 градуса), жестко подключаемый передний мост и возможность преодолевать броды глубиной до 700 мм, но вот блокировок межколесных дифференциалов для этой модели не предусмотрено. В любом случае это очень стильный автомобиль, причем в ряде случаев (например, при трансформации внутреннего пространства) стиль взял верх над практичностью. 

На сегодняшний день BJ40 продается в единственной комплектации Flagship с рекомендованной ценой в 4 350 000 рублей (хотя изначально завод «Автотор», где была налажена сборка этой модели, обещал, что она будет стоить 3,76 миллиона рублей). Это довольно высокая цена, и многие дилеры снижают ее вплоть до 4 058 000 рублей, причем без привязки к сдаче автомобиля в трейд-ин или оформлению кредита.

Haval H9: и в пир, и в мир

Этот внедорожник смело можно назвать ветераном: в нынешнем году модели исполняется 10 лет, а в России она появилась в 2015, причем сразу получив неплохие отзывы. Тем не менее продажи шли ни шатко ни валко, и только в 2020 общее количество проданных H9 перевалило за 1000 единиц: российский покупатель не был морально готов покупать китайский автомобиль за более чем 2 миллиона рублей. Но в 2021, после третьего рестайлинга и запуска локальной сборки на заводе Haval в промзоне Узловая, произошел прорыв: продажи составили 3367 единиц, и в прошлом году H9 выбрали 3572 покупателя. 

Внешне это довольно крупный автомобиль: габариты – 4856 х 1926 х 1900 мм, колесная база – 2800 мм. Под капотом 218-сильный турбомотор GW4C20В, который выдает вполне пристойные 380 Нм, причем в диапазоне от 1800 до 4500 оборотов. Еще недавно в линейке был и 190-сильный дизель, но на сегодняшний день таких машин в салонах нет. Основой системы полного привода является раздаточная коробка BorgWarner c электронно-управляемой муфтой, обеспечивающей переброску крутящего момента между мостами «по требованию» (такая система получила обозначение TOD, Torque On-Demand). В нормальном режиме автомобиль имеет постоянный полный привод, однако если включить режим ECO, мощность будет подаваться только на задний мост. Подвески – типичные для класса: передняя независимая двухрычажная, задняя – зависимая на продольных рычагах с тягой Панара.

Haval H9 отличается комфортабельным салоном (например, подушки его передних сидений имеют регулируемую длину), качественными материалами внутренней отделки, трехзонным климат-контролем и регулируемым наклоном спинок сидений второго ряда. Возможны версии с 5 и 7-местной конфигурацией салона, при этом багажник в 5-местной конфигурации имеет объем 747 л по VDA. 

Нельзя обойти вниманием и внедорожный арсенал. Несмотря на не самый большой по меркам сегмента дорожный просвет в 206 мм, автомобиль отлично оснащен для преодоления бездорожья. Помимо понижающей передачи с передаточным отношением 1:2.48 и возможности блокировки заднего моста, топовая комплектация Premium оснащается блокировкой и переднего моста. Для автомобиля предусмотрен «внедорожный круиз-контроль» (Cruise Control Off-road), для использования которого нужно включить пониженный ряд в раздаточной коробке и двигаться со скоростью не выше 12 км/ч. Во многих ситуациях может пригодиться функция «поворота по-танковому»: система жестко тормозит внутреннее заднее колесо, и в результате радиус поворота уменьшается приблизительно на один метр.

На сегодняшний день Haval H9 предлагается в двух комплектациях: Elite за 4 099 000 рублей и топовой Premium за 4 299 000 рублей.

Tank 300: первопроходец рынка

Tank 300 стал первенцем бренда на российском рынке: его сертификация состоялась в декабре 2022 года, а весной 2023-го начались продажи товарных автомобилей. Этот внедорожник можно назвать достаточно компактным, его габариты (4760 х 1930 х 1903 мм) и колесная база (2750 мм) лишь немногим больше таковых у BAIC BJ40. Силовую установку также можно назвать аналогичной: под капотом – двухлитровая «турбочетверка» E20CB мощностью 220 л.с и с полкой крутящего момента в 380 Нм в диапазоне от 1800 до 3600 оборотов, которая работает в паре с 8-ступенчатым гидромеханическим автоматом ZF. При этом покупателям предлагаются на выбор две системы полного привода: либо part-time с жестко подключаемым передним мостом и понижающей передачей (ей оснащаются комплектации Adventure и Premium), либо трансмиссия типа Torque-on-demand («момент по требованию») компании BorgWarner опять же с понижающей передачей (передаточное отношение 2.48), которой оснащаются комплектации City Adventure и City Premium. Автомобиль имеет хорошие показатели геометрической проходимости: дорожный просвет в 224 мм сочетается с практически равными углами въезда и съезда (33 и 34 градуса соответственно). Этот арсенал дополняют штатная принудительная блокировка заднего дифференциала и доступная в комплектациях Premium и City Premium блокировка переднего, ассистент спуска со склона, система «танкового разворота», функция поддержания малой скорости на бездорожье (Creep mode) и система кругового обзора с функцией «прозрачного капота». 

Вместе с тем 300-й обеспечивает и вполне пристойный комфорт на дорогах с твердым покрытием. В первую очередь это относится к комплектациям City Adventure и City Premium, которые могут неограниченно долго двигаться по асфальту в режиме 4H. Именно их можно назвать максимально подходящими для дальних экстремальных путешествий. Все комплектации получили тот или иной набор электронных ассистентов, включая адаптивный круиз-контроль, мониторинг слепых зон, помощь при перестроениях с функцией «умного уклонения», удержание в полосе и распознавание дорожных знаков. За «погоду в доме» отвечает панорамная крыша с люком и двухзонный климат-контроль, за обзорность – система обогрева ветрового стекла, за навигацию – мультимедийная система с цветным сенсорным дисплеем 12,3”, поддерживающая Apple CarPlay и Android Auto. В материале, посвященном BAIC BJ40, мы уделили большое внимание сравнению оснащенности этих моделей и констатировали безоговорочную победу Tank 300, и не случайно в 2023 году эту модель приобрели 7226 человек.​

На сегодняшний день в дилерских центрах продаются машины как 2023, так и 2024 года выпуска. Цена на экземпляры 2023 года укладывается в диапазон от 4 099 000 (комплектация Adventure) до 4 699 000 рублей (комплектация City Premium). В случае автомобилей 2024 производственного года все комплектации стоят ровно на 100 000 дороже. 

Tank 500: большой и сильный 

Tank 500 – самый крупный (габариты – 4886 х 1934 х 1905 мм, колесная база – 2850 мм), самый мощный, самый комфортабельный и самый дорогой внедорожник из тех, что можно купить в России у официальных дилеров, с гарантией и всем полагающимся сопровождением. Продажи этой модели начались спустя пару месяцев после выхода на рынок младшей модели Tank 300, но, несмотря на высокую цену, сразу пошли вверх, и в итоге в 2023 году было реализовано 6715 таких машин. Похоже, маркетологи марки «попали в десятку»: рынку действительно нужна была модель, способная занять нишу Land Cruiser 300 и Lexus LX, которые, хотя и попадали к нам в порядке «серого» и параллельного импорта, к этому моменту стоили уже совсем неприличных денег. 

Первые поставленные в Россию Tank 500 имели под капотом бензиновый трёхлитровый V6 E30Z мощностью 299 л.с., хотя в Китае этот двигатель сертифицирован на 354 л.с. В паре с ним работает оригинальная 9-ступенчатая гидромеханика, причем в сложных ситуациях в работу включается система «мягкого» гибрида BSG, которая обеспечивает плавную работу системы «старт-стоп» и добавляет 50 Нм момента на малых оборотах двигателя. Tank 500 – полноценный внедорожник: он оснащен системой полного привода типа Torque-on-demand с раздаточной коробкой BW41-30. Есть понижающая передача, возможность блокировки межосевой муфты и блокировки Eaton в обоих мостах (только в топовой комплектации Premium, в более простой Adventure блокировка только задняя). При этом конструкция пружинной подвески довольно утилитарная: спереди – независимая подвеска на сдвоенных А-образных рычагах, сзади – зависимый мост на продольных рычагах с тягой Панара.

Автомобиль не рассчитан на штурм экстремального бездорожья, но съезжать с асфальта владелец Tank 500 может вполне уверенно: дорожный просвет составляет 224 мм, система управления трансмиссией имеет предустановленные внедорожные режимы и «внедорожный круиз-контроль» Creep mode, автомобиль умеет разворачиваться «по-танковому».

В начале нынешнего года линейку этой модели пополнила комплектация Urban, оснащенная гибридной силовой установкой, в которую входит 4-цилиндровый турбомотор объемом 2,0 л серии E20NA мощностью 245 л.с. и 9-ступенчатый автомат от компании Hycet со встроенным электромотором P2, выдающим 54 л.с.  В итоге суммарная пиковая мощность составляет все те же 299 л.с., что и в случае версий с V6, а вот экономичность повышается весьма ощутимым образом. 

Естественно, оснащение Tank 500 включает в себя все, что положено иметь роскошному внедорожнику: трехзонный климат-контроль, сиденья с функциями подогрева, массажа и вентиляции, сенсорный пульт управления функциями автомобиля для пассажиров второго ряда, отделку салона и обивку сидений натуральными материалами, россыпь дисплеев, электроприводы всего, чего только возможно, и многое другое. Все комплектации получили солидный набор ассистентов вождения, включая адаптивный круиз-контроль, систему распознавания дорожных знаков и удержания в полосе, а также систему кругового видеообзора с функцией «прозрачного капота». Что же касается цены, то в случае автомобилей 2023 производственного года комплектации Urban и Adventure стоят по 6 299 000, а топовая Premium – 6 899 000 рублей. Автомобили 2024 производственного года дороже на 200 000, и цена этих комплектаций составляет 6 499 000 и 7 099 000 рублей соответственно.

Параллельный импорт  

К сожалению, количество моделей рамных внедорожников, завозимых в Россию в порядке параллельного импорта и хоть как-то удовлетворяющих заданным финансовым ограничениям, оказалось меньше, чем мы ожидали, даже если мы включим те из них, кто хотя бы краешком цепляет границу нижней кромкой своего ценового диапазона. Некрторые перспективные претенденты, такие как Nissan Terra и XTerra (по сути, это братья-близнецы Oting Paladin). завозились в Россию в 2022 и 2023 годах, но на сегодняшний день таких предложений на рынке нет. Нет и хорошо знакомых нам Toyota Fortuner и Isuzu MU-X. Конечно же, в Россию продолжают везти бестселлеры прошлых лет: Toyota Land Cruiser 300 и Lexus LX, Range Rover и Range Rover Sport, «больших американцев» – Chevrolet Tahoe и Cadillac Escalade, бессмертный и нестареющий Mercedes G-class… Вот только цены на эти автомобили чаще всего начинаются с 10-15 и нередко доходят до нескольких десятков миллионов рублей. Тем не менее мы все-таки нашли кое-что подходящее.

Suzuki Jimny Zeta: мал золотник, но дорог

Честно говоря, мы ожидали, что обязательно найдем на рынке «микрогеленды», то есть Suzuki Jimny IV поколения. Как ни странно, предложений о продаже этих специфических, но весьма симпатичных субкомпактных внедорожников не нашлось. Но тем не менее Suzuki Jimny, завезенные в порядке параллельного импорта, на российском рынке все же есть, и во вполне достаточном количестве. Только речь идет об удлиненной пятидверной версии Zeta, которую в начале прошлого года начали собирать на заводах Maruti Suzuki.

Несмотря на наличие пяти дверей и четырех полноценных посадочных мест (для троих взрослых людей задний диван все-таки узковат), автомобиль отличается небольшими размерами: его габариты составляют 3985 х 1645 х 1720 мм, а колесная база равна 2590 мм. Подвеска обоих мостов, и переднего, и заднего, зависимая, пружинная. Под капотом – 105-сильный атмосферник K15B объемом 1,5 литра. В принципе, с ним может сочетаться либо 5-ступенчатая механика, либо 4-ступенчатая гидромеханика Aisin TW-40E, но в Россию приехали только машины с автоматами, тканевым салоном, кондиционером и мультимедийным устройством с 7-дюймовым тачскрином, который можно синхронизировать со смартфоном при помощи систем Apple CarPlay или Android Auto. 

Малыш не может похвастаться особым пространством в салоне или емкостью багажника, объем которого составляет всего 208 л, а со сложенными сиденьями второго ряда – 332 л. Зато с внедорожным потенциалом у него полный порядок: система полного привода с жестко подключаемым передним мостом, понижающая передача в раздаточной коробке, дорожный просвет 210 мм и прекрасная геометрическая проходимость: угол въезда – 36 градусов, угол съезда – 50 градусов, угол рампы – 24 градуса. По причинам не самой большой вместимости и бензобака емкостью всего 40 литров машинка не слишком хорошо подходит для дальних путешествий, но вот для выездов на рыбалку, охоту или просто на пикники будет в самый раз. Огорчает разве что цена: за пятидверные Jimny просят 4 449 000 рублей.

Mitsubishi Pajero Sport: ветеран не сдается

Pajero Sport третьего поколения появился в России только спустя год после премьеры, которая состоялась в 2015 году. Однако пик продаж этой модели пришелся на 2018 год – тогда было продано 9402 таких автомобиля. Но затем случился март 2022 года – и если в январе-феврале продавалось по 450 Pajero Sport ежемесячно, то в декабре официальными дилерами было реализовано только два автомобиля. Тем не менее солидный и вместительный (габариты – 4825 х 1815 х 1835 мм, колесная база – 2800 мм, объем багажника – 673/ 1 624 литра), надежный, проходимый, а самое главное – хорошо известный автомобиль остался привлекательным объектом для параллельного импорта.

За бензиновые машины с трехлитровыми V6 мощностью 209 л.с. в комплектациях Instyle и Ultimate просят 5 590 000 – 5 990 000 рублей, а за дизельные мощностью 181 л.с. в комплектации Intense – 6 199 000. Естественно, все автомобили укомплектованы 8-ступенчатыми автоматическими коробками и фирменной системой полного привода Super Select.

Toyota Land Cruiser Prado 150: только самым краешком

С момента появления в России обновленного Toyota Land Cruiser Prado 150 в 2015 году продажи этой модели могли колебаться в определенных пределах, но никогда не опускались ниже 11 000 машин. Собственно говоря, до момента, когда марка объявила о прекращении деятельности в России, все говорило о том, что наметившийся пост-ковидный рост продаж будет продолжаться: за первые два месяца 2022 года было продано 1904 Prado, однако уже осенью регистрировались только продажи единичных автомобилей из товарных остатков. Но параллельный импорт не позволил оставить россиян без полюбившейся модели, и на данный момент в европейской части страны продается несколько десятков новеньких Prado.

Правда, их ценовой диапазон только краешком цепляется за означенную нами границу: если забыть о всяческих скидках за трейд-ин и кредит, то машины в базовой комплектации Comfort с тканевым салоном, силовым агрегатом в составе бензинового 2TR-FE (2,7 литра, 163 л.с.) и 6-ступенчатого автомата, двухзонным климат-контролем, медиасистемой с поддержкой Android Auto и Apple Carplay, а также адаптивным круиз-контролем можно приобрести ровно за 7 000 000 рублей. Аналогичный автомобиль с 200-сильным дизелем 1GD-FTV объемом 2,8 литра, способным выдавать 500 Нм крутящего момента и резко повышающим и без того немалые внедорожные таланты Land Cruiser Prado, можно приобрести дешевле 7 миллионов только в том случае, если воспользоваться скидками. Ну а за богатые комплектации Престиж, Элеганс и 70th Anniversary, оснащенные в том числе 249-сильным 1GR-FE объемом 4 литра, продавцы просят от 10 до 12 миллионов рублей.